Минутка саморазоблачения, или как на самом деле работал Variomatic
На работу системы Variomatic оказывают влияние три основных фактора:
- Центробежная сила, воздействующая на грузики центробежного регулятора при увеличении оборотов двигателя;
- Сила натяжения приводного ремня, меняющаяся в зависимости от режима работы трансмиссии;
- Величина разрежения во впускном коллекторе и положение клапана, задающего характер работы вакуумной управляющей системы (или, в более поздних версия трансмиссии — клапанов).
Вакуумная система может подавать разрежение либо в наружную, либо во внутреннюю камеру вакуумного барабана, которые отделены друг от друга герметичной резиновой диафрагмой.
В первом случае подвижная часть ведущего шкива смещается внутрь, сжимая шкив и выталкивая ремень на больший диаметр, при этом передаточное число привода уменьшается — т.е. происходит как бы переключение на передачу вверх.
Во втором — ведущий шкив разжимается, ремень под действием собственного натяжения переходит на меньший диаметр и передаточное число увеличивается — как при включении более низкой передачи.
При трогании с места и разгоне обороты двигателя увеличиваются, и грузики центробежного регулятора стремятся разойтись, прижимая подвижную часть шкива к неподвижной и выталкивая ремень на больший диаметр.
Однако, этому мешает сильное натяжение приводного ремня, которое преодолевает возникающие на грузиках усилия и удерживает трансмиссию в положении, соответствующем первой-второй передаче обычной коробки.
Это соотношение сохраняется до того момента, когда разгон прекратиться и автомобиль выйдет на более-менее равномерное движение.
Наружные камеры вакуумных барабанов при этом соединены с разрежением во впускном коллекторе, однако при таком режиме работы двигателя большого разрежения там не создаётся, поэтому влияние вакуумной системы минимально.
После прекращения разгона и начала равномерного движения, когда водитель немного отпускает педаль газа, величина разрежения во впускном коллекторе значительно увеличивается, а сила натяжения приводного ремня — уменьшается.
При этом грузики центробежного регулятора расходятся, сжимая ведущий шкив и выталкивая ремень на большой диаметр — а воздействующее на диафрагму разрежение в наружных камерах вакуумных барабанов в этом им «помогает».
Этот режим работы трансмиссии DAF называл «овердрайвом», он примерно аналогичен пятой передаче в обычной механической трансмиссии. Вытяжная кнопка на панели приборов отключала этот режим, позволяя улучшить динамичность автомобиля ценой повышения расхода топлива. Диагностика транспортного средства может быть разной.