Почему современные автомобили кажутся менее надёжными, чем их предшественники?
Сейчас ходит много разговоров о надёжности современных автомобилей, а точнее – о снижении этой самой надёжности. Якобы современные автомобили разработаны уже не инженерами, а маркетологами. Считаю этот вопрос философским, многогранным и не имеющим однозначного ответа.
Да, нам всем кажется, что раньше было всё лучше: и деревья были выше, и трава зеленее, и вещи дольше служили, и дружба была крепче. Скажете, что я всё в кучу смешал – и будете правы. Ведь действительно нам порой кажется, что раньше всё было лучше. Вот и с автомобилями вроде так же.
Так, да не совсем так.
Да, раньше к постройке автомобиля подходили основательнее: блок цилиндров делали из чугуна, кузов штамповали из толстого листового металла, не жалели краски, смазки и всего остального. Но, если вдуматься, то становится понятно, что так делали исключительно по причине того, что не было тех вычислительных мощностей, которые есть сейчас, и которые способны смоделировать и просчитать отливку и штамповку изделий с минимумом затрат по материалам и с максимумом запаса по их прочности.
Что лучше?
Многие приводят в пример кузов автомобиля «Победа» — якобы он сделан из толстостенного металлического листа, поэтому он прочнее, жёстче при аварии и в итоге безопаснее.
Краш-тест автомобилей разных эпох.
Но этот миф уже давно разбит, ибо в таком «танке» шанс умереть гораздо выше, чем в любой современной повозке среднего ценового диапазона. Объясняю: на фоне многочисленных краш-тестов давно выяснено, что гораздо более эффективно справляется со столкновениями не жёсткая конструкция, а деформируемая, хорошо просчитанная и имеющая так называемый «кокон безопасности».
Есть только два нюанса: во-первых, говоря про эффективность, я имею в виду нанесение минимального вреда здоровья человеку (на целостность автомобиля при этом – плевать); во-вторых, ремонт такой эффективно гасящей удар системы будет существенно дороже даже при столкновении на минимальных скоростях.
Отчасти это действительно так, если думать обширно.
Но если вдуматься поглубже, то можно отметить следующее:
- во-первых, моторы современных автомобилей стали сложнее и в механическом и в электронном планах (все эти турбонагнетатели, фазовращатели, каталитические нейтрализаторы, электронные системы впрыска и прочее);
- во-вторых, тепловая нагруженность стала выше из-за требований по нормам Евро (по той же причине выпускной коллектор встраивают в выпускную часть ГБЦ – чтобы выхлопные газы быстрее нагревали соты каталитического нейтрализатора).
В результате опять же бытует мнение, что километраж современных автомобилей сильно ниже, чем был раньше. Однако дальше я попробую развенчать эту парадигму.
Пожалуй, начну с того, что раньше автомобилями владели и ездили на них настоящие, в моём понимании, ВОДИТЕЛИ, осознанно подошедшие к выбору средства передвижения для себя и всей своей семьи.
Если дать характеристику этому ВОДИТЕЛЮ, то вырисовывается следующая картина:
- во-первых, это мужчина средних лет, стаж которого складывается из владения сначала мопедом, потом мотоциклом, потом отцовским автомобилем, и уж потом он, набравшись опыта, он приобретает собственный автомобиль;
- во-вторых, он знал всю техническую составляющую того ТС, которым владеет и на котором ездит, а также обладает знаниями физики и процессов, происходящих при работе мотора и при движении авто.
Раньше качество топлива и смазочных материалов было значительно ниже, но всё это восполнялось тем, что ВОДИТЕЛИ намного пристальнее следили за состоянием узлов и агрегатов, вовремя устраняя те или иные недостатки при эксплуатации.
В результате даже с материалами и запчастями того технического уровня автомобили бегали относительно долго, но только лишь благодаря пристальному вниманию.