Завод-отец наших самосвалов
После того, как промышленность СССР стала быстро и активно развиваться, стало понятно, что очень сильно не хватает грузовиков, вместительных и надежных. К шестидесятым годам прошлого века стал проявляться настоящий дефицит этих автомобилей. Причем требование к машинам было такого, чтобы каждый из них мог грузить больше восьми тонн. Но ни один завод не мог предложить серийный выпуск таких автомобилей, а грузооборот тем временем очень быстро рос. И стало понятно, что стране нужны грузовики другого типа.
В основном в автомобильном парке большинства компаний СССР были представлены автомобили совсем небольшой грузоподъемности, к тому же очень многие из них уже были изношенными, отработавшими все свои положенные нормативы. Очень требовались тяжелые и вместительные самосвалы, а также автопоезда с возможностью погрузки большого и массивного груза. Все эти требования современности привели к тому, что было принято решение об открытии завода грузовых автомобилей на территории Татарской АССР и в нескольких других близлежащих районах.
Утверждение постановления о постройке большого комплекса автомобильных заводов было принято в 1969 году на съезде ЦК КПСС и Совета Министров. Городом для строительства завода были выбраны Набережные Челны. Этот город был выбран потому, что он очень хорошо подходил в территориальном, географическом отношении. Также недалеко от будущей территории завода проходили железнодорожные пути. В первую очередь началось строительство плотины на полтора миллиона киловатт, одновременно стали строить заводские корпуса и жилье для будущих рабочих и их семей. На завод съехалось очень много инженеров и рабочих с территории всего СССР. На строительной площадке работало сто тысяч человек, уже осенью 1969 года в плотину были поставлены первые блоки, на одном из которых гордо красовалась надпись «Батыр». Именно этот день принято считать первым днем, с которого начал работать закон по производству дизельных грузовиков в Набережных Челнах.
Немного позже, в декабре 1969 года, стали строить Камский автомобильный завод площадью на три миллиона квадратных метров. Строили комплекс из семи производств, которые в своей совокупной работе обеспечивали полный этап производства автомобилей высокой мощности.